Liepaja
vanad trammid
*
старые трамваи
Liepaja trammi sünnipäev on 14. september 1899. Vagunid 1-9 ehitati Herbrandt i vagunitehases Kölnis. Fotol trammi lõppjaam ("Vaksal") sõjasadamasse (Kara osta) viival liinil. Siiani sõitis tramm liikluse avamisest peale. See tupik eksisteeris kuni 1951. aastani. |
День рождения Лиепайского трамвая - 14 сентября 1899. Первые вагоны №№ 1-9 были построены на заводе Herbrandt (Köln, Германия).На фото: «Трамвайный вокзал» в конце пригородной линии к Военному порту. Трамвай начал сюда курсировать с самых первых дней своей работы. Тупики просуществовали до 1951 года. |
|
Foto: M.Nartsissovi kogu |
Vagun 8 sõidab Merepargis Põllu tänaval (Peldu iela) kesklinna suunas, kaugemal on näha Pärna tänava (Liepu iela) hooned. |
Вагон 8 в Приморском парке. Движется по улице Пелду в направлении центра, вдали видны здания на улицы Лиепу. | |
Foto: M.Nartsissovi kogu |
Vagun 12 seeriast 10-16 (1903.a.; Herbrandti tehas) Põllu tänaval suplusmaja juures. Siit mereni oli tollal 200 meetrit. |
Вагон 12 из серии №№ 10-16 (1903 год, з-д Herbrandt) на улице Пелду у Купального заведения. В те годы от этого места в Приморском парке до уреза воды на берегу моря было меньше 200 метров. |
|
Foto: M.Nartsissovi kogu |
Vagun 13 Kuursaali prospekti lõpus kuursaali juures. Vagun sõidab Merepargi suunas. Veel kaks sellist vagunit (17 ja 18) saabusid 1907.a. |
Вагон 13 из серии №№ 10-16 (1903 год, з-д Herbrandt) в конце проспекта Курмаяс у здания Курзала (Kūrmāja). Вагон следует в Приморский парк. Еще 2 таких вагона №№ 17 и 18 поступили в 1907 году. |
|
Foto: M.Nartsissovi kogu |
Vagun 14 Suurel tänaval raekoja kõrval. Praegu asub samal kohal hotell "Liva". Kaherajaline tee rajati siia 1904.a. |
Вагон 14 на улице Лиела рядом с городской ратушей. Сейчас на этом месте гостиница "Лива". Двухпутный участок был построен в 1904 году. |
|
Foto: NSVL Kino-ja Fotodokumentide Riiklik Keskarhiiv; 09.1940 |
Veel üks uue isetehtud kerega vagun, seismas Punaarmee tänava (Sarkanarmijas i.) alguses Rainise tänava raudteeülesõidu taga. Siit algas liin nr.4. |
Еще один старый вагон c новым кузовом собственного изготовления. Он стоит в начале улицы Сарканармияс, за железнодорожным переездом улицы Райня. Сейчас он пройдет по кольцу и отправится по 4-й линии в направлении Воздушного моста. |
|
Foto: Liepaja trammipark; u.1955 |
Vagun 113 - endine 13, 1903.a., liinil nr.3, mis sõitis raudteejaama tagant Kuradikülla (Velnciems). See liin töötas vähem kui aasta (21.04.1951 - talv 1952), sulgemise põhjuseks oli mittetasuvus. Trammitrusti bilanssi seda liini ei võetudki. |
Вагон 113 - бывший 13 с 1903 года - на 3-м маршруте на улице Квиешу. Линия в Чёртову деревню (Velnciems) просуществовала с 21 апреля 1951 года до зимы 1952 года и была закрыта как нерентабельная. Любопытно, что она не была принята на баланс трамвайного управления как недостроенная. |
|
Foto: Liepaja trammipark; u.1950 |
Mõned vagunid - sealhulgas pildilolev nr.122 - ehitati Liepaja trammipargis aastail 1949-56 Kaliningradist toodud alusraamidele. Kaks vagunit olid 14 m pikad ja neljateljelised. Need isetehtud vagunid töötasid 1963. aastani. |
Несколько вагонов, в том числе тот №122, были построены в 1949-56 годах в Лиепайском трамвайном парке, используя колёса и основание рамы кузова из Калининграда. Два из них – четырёхосные длиной 14 метров. Последние из этих вагонов были списаны в 1963 году. Снято на кольце на площади Ливас. |
|
Foto: Liepaja trammipark; u.1950 |
Alates 1957. aastast saabusid Liepajasse Gotha trammid, kõigepealt 8 koosseisu Т57+В57: 125+23...127+25 (1957) ja 128+28...132+32 (1958). Fotol vagun 132 üksikuna 2. liinil Tirgonu tänaval. |
С 1957 года в Лиепаю поступили вагоны Гота. Модели Т57+В57 было 8 составов: 125+23...127+25 с 1957 г. и 128+28...132+32 с 1958 г. Фото: одиночный вагон 132 на 2-м маршруте движется по улице Тиргоню в сторону центра. |
|
Foto: Ilmar Adamson; 02.1968 |
Uued Т2-62 depoos, neist vasakul ja paremal Т59Е. Aastail 1962-64 saabusid Т2-62 №№ 149-156 ja В2-62 №№ 50-56. |
Новые Т2-62 в трамвайном парке, слева и справа Т59Е. В годах 1962-64 поступили Т2-62 №№ 149-156 и прицепы В2-62 №№ 50-56. |
|
Foto: Riia trammimuuseum; u.1963 |
Aastal 1961 sai Liepaja veel 10 T59E mootorvagunit nr.139-148, kõik ilma järelvaguniteta. Üksikud Gotha-vagunid sõitsid liinidel 2 ja 4. Fotol vagun 141 Lenini tänaval Rooside väljaku juures. Üherajaline trammiliin sealsamas ehitati ümber kaherajaliseks 1969. aastal. |
В 1961 году Лиепая получила еще 10 вагонов Т59Е №№ 139-148, все без прицепов. Одиночки работали на маршрутах 2 и 4. Фото: вагон 141 на 2-м маршруте на улице Ленина перед площадью Роз. Одноколейный путь проходит по середине улицы. Спустя год – в 1969 году к западу от проезжей части здесь была проложена двухколейная линия длиной около 300 метров. |
|
Foto: Ilmar Adamson; 02.1968 |
Kaua oodatud ja kavandatud trammiliini pikendamine kesklinnast (Livas laukums) lõuna suunas tänase lõpp-peatuseni toimus 23. juunil 1972. Fotol esimene vagun uuel liinil - T59E nr.143 - Klaipeda tänava peatuses. |
Долгожданное открытие трамвайной линии от площади Ливас до сегодняшней конечной в Юго-западном микрорайоне состоялось 23 июня 1972 года. Первый поезд – №№ 143+? – на остановке на улице Клайпедас, уже на двухколейном участке в ста метрах от площади Ливас. |
|
Foto: Liepaja trammipark; 23.06.1972. |
Koosseis 156+56 ja Tatra T4 209 möödasõidul üherajalisel liinil Kuršiu tänaval keskturu juures. See viimane üherajaline liinilõik Liepajas asendati novembrist 1982 uue liiniga paralleelsel Kr.Valdemari tänaval. |
Состав 156+56 и Татра Т4 209 на разъезде у Центрального колхозного рынка на улице Куршу. Только в ноябре 1982 года в 100 метрах к западу, на параллельной улице К. Валдемара была открыта двухпутная линия, заменившая последний одноколейный участок с двумя разъездами. |
|
Foto: A.Šanini kogu; 01.08.1979 |
Tekstid: Jaropolk (Jaroslav Dorenski) ja Aare
Olander
Тексты:
Ярополк (Ярослав Доренский) и Ааре Оландер
[Трамваи и троллейбусы в странах бывшего СССР]
Copyright © 2004-2005. Tallinna
Ühistransport - fotoalbum.