Бийск - 2

Страница создана 29.9.2003  

 

Вторая часть нашей галереи рассказывает о трамвае в центральной и западной частях города, а также о депо, посетить которое автору удалось с любезного разрешения руководителя трамвайного предприятия Бийска. Центральная часть - это улица короля Артура... извините, Мерлина:-). Вагон 222 между остановками "Вокзал" и "Объединение Восток", движется мимо хрущевской пятиэтажки. На этой улице соседствуют хрущевки, барачного типа трехэтажки ранних 1950-х годов и более современные 9-этажные жилые дома.

После переезда через заводские железнодорожные ветки и улицу Трофимова трамвай поворачивает налево и попадает на улицу Мартьянова, в городской район Мочище. Сцепка 170+168 движется в депо. В 1992 году большинство вагонов было красно-желтыми. В те годы бийский трамвай страдал от битых стекол... в 2003 г. вагонов без стекол уже не было - на территории депо успешно работает стекольный кооператив. Фото Ааре Оландера 22 мая 1992 г.

Двигаясь дальше по улице Мартьянова, попадаем к кольцу "Маяковского", в прошлом "Переезд", с которого в 1960 г. началась история бийского трамвая. Это кольцо интересно тем, что заезд со стороны улицы Мерлина на него осуществляется по линии встречного направления (см. карту сети, впрочем, в маршрутном движении такая возможность не реализована). Трамвай 161 - единственный в городе желтый "альбинос" - движется мимо кольца к улице Мерлина.

У кольца Маяковского расходятся две линии. Одна идет по переулку Мартьянова и улице Васильева, оживленной деловой улице жилой части города. Сцепка 217+219 на улице Мартьянова недалеко от кольца "Маяковского". В годы разрухи начала 1990-х многие вагоны не имели не только полного набора стекол, но также не имели и фар, и нормальных маршрутоуказателей. Зато на маршрутах с 1 по 4 ходили только сцепки. Фото Ааре Оландера 22 мая 1992 г.

С улицы Мартьянова трамвай поворачивает направо, на улицу Васильева, оживленной деловой улице жилой части города. На этой же улице, чуть дальше, расположено и трамвайное депо с управлением. Сцепка 221+223 на улице Васильева недалеко от депо.

В том же месте, сцепка 152+154 с рекламой Бийского трамвайного управления. Сцепки в Бийске встречаются часто, в основном на маршрутах 1, 1а, 3 и 3а. Номера вагонов в сцепках, как правило, отличаются на 2, так как именно таким образом (четными или нечетными номерами) нумеровались вагоны при их поступлении в депо.

Вторая линия, идущая от кольца "Маяковского", идет через поселок Мочище, по улицам Маяковского и Ударной мимо стадиона "Прогресс" и промышленных предприятий, к Социалистической и трамвайному депо. Вагон 173 на единственном в те годы здесь маршруте №6 на улице Маяковского. В 1992 г. на маршрутах 5 и 6 работали вагоны-одиночуи. Фото Ааре Оландера 22 мая 1992 г.

Трамвайное депо расположено рядом с перекрестком улиц Васильева и Социалистической. На его территории находится и здание трамвайного управления города. На переднем плане красивый рекламный вагон 71-608К №228. Для вагонов типа 71-608 (К и КМ) на открытой стоянке выделены два пути. Внутри депо имеется разворотное кольцо, которым можно воспользоваться при движении от кольца Маяковского (как по Васильева, так и по Социалистической). Это кольцо начинается между бело-красными вагонами 230 и 232 и заканчивается за знаком STOP в левой части снимка.

В депо мы еще вернемся, а пока продолжим движение по трамвайным линиям. От депо в промышленную зону города к Западному кольцу также ведет две линии - так же по улицам Васильева и Социалистической. Линия по Васильева открывала бийский трамвай в 1960 г., и традиционно основной поток трамваев направлялся по ней. Около 1980 г. построена линия по улицам Социалистической и Кутузова, где сегодня ходят трамваи маршрутов 6 и 7, литерных 1а, 2а и 4а, и в одну сторону - 3, 3а, 5а и 5б. Вагон 149 - единственный синий вагон - на остановке Садовая.

В этом месте старая и новая линии к Западному кольцу вновь соединяются, теперь уже окончательно. Трамвайный треугольник (вид со стороны Западного кольца) имеет необычную конфигурацию, так как уходящая влево линия (на Васильева) появилась здесь первой. Вагоны 150 и 226 оба движутся по "прямой" линии на Кутузова, извивающейся между построенной ранее линией и поросшим лесом холмиком.

А теперь экскурсия по депо. На открытой стоянке - все вагоны типа 71-608 (К и КМ). Красивый рекламный вагон 226 утром вернулся с линии чуть раньше одного из двух 71-608КМ.

... а более традиционно окрашенный вагон 230 обогнал второй 8М. Кстати, в Бийске трамваи не закреплены за водителями. Такая система позволяет более оптимально использовать ресурсы предприятия, но увы, не прижилась в большинстве городов России. Там, видимо, ресурсы экономить ни к чему...

Последний из более новых вагонов - 71-608К №232 со скромной рекламой компьютеров стоит за рекламным №228.

Сцепка (второй вагон №176) готова к выходу на маршрут, но далеко не первая в "очереди". Рядом подобие трамвайной эстакады для разгрузки вагонов. Некогда Бийск имел трамвайно-железнодорожный гейт в районе остановки ТЭЦ-1, но от него остались только едва заметные следы.

"Улица оторванных хвостов". На этом пути выставлены прицепные вагоны, по каким-то причинам не работающие в настоящее время в своих сцепках (ремонт головных вагонов?).

И наконец, несколько служебных вагонов. Новейший из них - вагон для контактной сети №35, купленный и привезенный в 1999 г. на автоплатформе, кажется, из Новосибирска. Этот вагон был куплен уже бывшим в эксплуатации.

Грузовые платформы №№107 1981 г. и №143 1987 г., грузоподъемностью 10 тонн, видимо, переделаны из пассажирских вагонов с теми же номерами (правда, оригинальный №143 не мог быть поставлен в 1987 г. - скорее, в 1983 или 1984). Вагон №107 - второй по возрасту трамвай Барнаула; самый старый, также служебный, вагон №34 1978 г. - второй вагон для контактной сети. На заднем плане - здание трамвайного управления.

Вагон С-20 1988 г. - один из четырех снегоочистителей. В завершение обзора хочется сказать теплые слова в адрес руководителей трамвайного управления Бийска, поддерживающих хозяйство на высоком уровне в нелегкое экономическое время (и сердечно принявшим автора этого обзора, нагрянувшего с нежданным визитом). В Бийске не снимаются трамвайные линии, не закрываются маршруты (а наоборот, открываются), трамваи ходят регулярно и часто и востребованы пассажирами. Есть планы строительства новых линий (в Зеленый Клин, к вокзалу), однако их осуществление упирается, помимо прочего, в необходимость пересечения заводских железнодорожных путей, к чему неблагоприятно относятся подразделения МПС.

Бийские трамваи странствуют. Отремонтированные вагоны 195 и 193 на территории Пермского вагоноремонтного завода готовы ехать домой. Фото Ааре Оландера 25 августа 1997 г.

[В НАЧАЛО ВЫСТАВКИ] [MAIN PAGE]

Ааре Оландер и Евгений Бахтинов. Все фотографии являются собственностью их авторов и не могут быть использованы без их письменного разрешения. Все фотографии выполнены Александром Забрейко 3 августа 2003 г., если не указано иное.

Aare Olander and Evgeniy Bahctinov. All photos were made by Aleks Zabreyko on August 3, 2003, unless stated otherwise and may not be used in any way without written permission.