Бийск - 2

Страница создана 29.9.2003  

 

Вторая часть нашей галереи рассказывает о трамвае в центральной и западной частях города, а также о депо, посетить которое автору удалось с любезного разрешения руководителя трамвайного предприятия Бийска. Центральная часть - это улица короля Артура... извините, Мерлина:-). Вагон 222 между остановками "Вокзал" и "Объединение Восток", движется мимо хрущевской пятиэтажки. На этой улице соседствуют хрущевки, барачного типа трехэтажки ранних 1950-х годов и более современные 9-этажные жилые дома.

После переезда через заводские железнодорожные ветки и улицу Трофимова трамвай поворачивает налево и попадает на улицу Мартьянова, в городской район Мочище. Сцепка 170+168 движется в депо. В 1992 году большинство вагонов было красно-желтыми. В те годы бийский трамвай страдал от битых стекол... в 2003 г. вагонов без стекол уже не было - на территории депо успешно работает стекольный кооператив. Фото Ааре Оландера 22 мая 1992 г.

Двигаясь дальше по улице Мартьянова, попадаем к кольцу "Маяковского", в прошлом "Переезд", с которого в 1960 г. началась история бийского трамвая. Это кольцо интересно тем, что заезд со стороны улицы Мерлина на него осуществляется по линии встречного направления (см. карту сети, впрочем, в маршрутном движении такая возможность не реализована). Трамвай 161 - единственный в городе желтый "альбинос" - движется мимо кольца к улице Мерлина.

У кольца Маяковского расходятся две линии. Одна идет по переулку Мартьянова и улице Васильева, оживленной деловой улице жилой части города. Сцепка 217+219 на улице Мартьянова недалеко от кольца "Маяковского". В годы разрухи начала 1990-х многие вагоны не имели не только полного набора стекол, но также не имели и фар, и нормальных маршрутоуказателей. Зато на маршрутах с 1 по 4 ходили только сцепки. Фото Ааре Оландера 22 мая 1992 г.

С улицы Мартьянова трамвай поворачивает направо, на улицу Васильева, оживленной деловой улице жилой части города. На этой же улице, чуть дальше, расположено и трамвайное депо с управлением. Сцепка 221+223 на улице Васильева недалеко от депо.

В том же месте, сцепка 152+154 с рекламой Бийского трамвайного управления. Сцепки в Бийске встречаются часто, в основном на маршрутах 1, 1а, 3 и 3а. Номера вагонов в сцепках, как правило, отличаются на 2, так как именно таким образом (четными или нечетными номерами) нумеровались вагоны при их поступлении в депо.

Вторая линия, идущая от кольца "Маяковского", идет через поселок Мочище, по улицам Маяковского и Ударной мимо стадиона "Прогресс" и промышленных предприятий, к Социалистической и трамвайному депо. Вагон 173 на единственном в те годы здесь маршруте №6 на улице Маяковского. В 1992 г. на маршрутах 5 и 6 работали вагоны-одиночуи. Фото Ааре Оландера 22 мая 1992 г.

Трамвайное депо расположено рядом с перекрестком улиц Васильева и Социалистической. На его территории находится и здание трамвайного управления города. На переднем плане красивый рекламный вагон 71-608К №228. Для вагонов типа 71-608 (К и КМ) на открытой стоянке выделены два пути. Внутри депо имеется разворотное кольцо, которым можно воспользоваться при движении от кольца Маяковского (как по Васильева, так и по Социалистической). Это кольцо начинается между бело-красными вагонами 230 и 232 и заканчивается за знаком STOP в левой части снимка.

В депо мы еще вернемся, а пока продолжим движение по трамвайным линиям. От депо в промышленную зону города к Западному кольцу также ведет две линии - так же по улицам Васильева и Социалистической. Линия по Васильева открывала бийский трамвай в 1960 г., и традиционно основной поток трамваев направлялся по ней. Около 1980 г. построена линия по улицам Социалистической и Кутузова, где сегодня ходят трамваи маршрутов 6 и 7, литерных 1а, 2а и 4а, и в одну сторону - 3, 3а, 5а и 5б. Вагон 149 - единственный синий вагон - на остановке Садовая.

В этом месте старая и новая линии к Западному кольцу вновь соединяются, теперь уже окончательно. Трамвайный треугольник (вид со стороны Западного кольца) имеет необычную конфигурацию, так как уходящая влево линия (на Васильева) появилась здесь первой. Вагоны 150 и 226 оба движутся по "прямой" линии на Кутузова, извивающейся между построенной ранее линией и поросшим лесом холмиком.

А теперь экскурсия по депо. На открытой стоянке - все вагоны типа 71-608 (К и КМ). Красивый рекламный вагон 226 утром вернулся с линии чуть раньше одного из двух 71-608КМ.

... а более традиционно окрашенный вагон 230 обогнал второй 8М. Кстати, в Бийске трамваи не закреплены за водителями. Такая система позволяет более оптимально использовать ресурсы предприятия, но увы, не прижилась в большинстве городов России. Там, видимо, ресурсы экономить ни к чему...

Последний из более новых вагонов - 71-608К №232 со скромной рекламой компьютеров стоит за рекламным №228.

Сцепка (второй вагон №176) готова к выходу на маршрут, но далеко не первая в "очереди". Рядом подобие трамвайной эстакады для разгрузки вагонов. Некогда Бийск имел трамвайно-железнодорожный гейт в районе остановки ТЭЦ-1, но от него остались только едва заметные следы.

"Улица оторванных хвостов". На этом пути выставлены прицепные вагоны, по каким-то причинам не работающие в настоящее время в своих сцепках (ремонт головных вагонов?).

И наконец, несколько служебных вагонов. Новейший из них - вагон для контактной сети №35, купленный и привезенный в 1999 г. на автоплатформе, кажется, из Новосибирска. Этот вагон был куплен уже бывшим в эксплуатации.

Грузовые платформы №№107 1981 г. и №143 1987 г., грузоподъемностью 10 тонн, видимо, переделаны из пассажирских вагонов с теми же номерами (правда, оригинальный №143 не мог быть поставлен в 1987 г. - скорее, в 1983 или 1984). Вагон №107 - второй по возрасту трамвай Барнаула; самый старый, также служебный, вагон №34 1978 г. - второй вагон для контактной сети. На заднем плане - здание трамвайного управления.

Вагон С-20 1988 г. - один из четырех снегоочистителей. В завершение обзора хочется сказать теплые слова в адрес руководителей трамвайного управления Бийска, поддерживающих хозяйство на высоком уровне в нелегкое экономическое время (и сердечно принявшим автора этого обзора, нагрянувшего с нежданным визитом). В Бийске не снимаются трамвайные линии, не закрываются маршруты (а наоборот, открываются), трамваи ходят регулярно и часто и востребованы пассажирами. Есть планы строительства новых линий (в Зеленый Клин, к вокзалу), однако их осуществление упирается, помимо прочего, в необходимость пересечения заводских железнодорожных путей, к чему неблагоприятно относятся подразделения МПС.

Бийские трамваи странствуют. Отремонтированные вагоны 195 и 193 на территории Пермского вагоноремонтного завода готовы ехать домой. Фото Ааре Оландера 25 августа 1997 г.

[В НАЧАЛО ВЫСТАВКИ] [MAIN PAGE]

© Ааре Оландер и Евгений Бахтинов. Все фотографии являются собственностью их авторов и не могут быть использованы без их письменного разрешения. Все фотографии выполнены © Александром Забрейко 3 августа 2003 г., если не указано иное.

© Aare Olander and Evgeniy Bahctinov. All photos were made by © Aleks Zabreyko on August 3, 2003, unless stated otherwise and may not be used in any way without written permission.