Харьков

Старые трамваи

Страница создана 18.8.2005

Первый маршрут Харьковского трамвая, открытый 3 июля 1906 г., прошел от центра (сегодня пл.Люксембург) по Подольскому переулку и Петинской улице (сегодня Гамарника и Плехановской) до вокзала Харьков-Балашовский. На линии на колее 1000 мм работали 12 вагонов завода МАН. Фото: вагон 3 из той серии в Петинском депо. Справа вагоны 13 и 53 с годов 1909-11. Музей ХТТУ.

Только в конце 1909 года были открыты следующие линии из центра в Ивановку и до Клочковской улицы, а в годах 1910-12 и до Холодной Горы, Горпарка и по улицам Грековской, Заиковской и Молочной (Кирова) до Конной площади (площадь Восстания). За эти годы были приобретены 84 одинаковых моторных вагонов (№№13-96) и 28 прицепов. Фото: вагоны 24, 43 и 25 в Петинском депо. Музей ХТТУ.

Вагон 33 из серии 13-96 с табличками «Пушкинская – Павловская пл. – Панасовская». Мытищинским заводом было построено 53 вагонов, а заводом «Двигатель» в Таллинне – 31 вагон. Фото: Мытищинский завод(?), 1910 г. Архив Октябрьской революции и соц. строительства, Санкт-Петербург.

Вагон 81 тащит маленький грузовой вагон. На борту вагона – почтовой ящик. В годах 1927-30 вся сеть Харьковского трамвая была переделана на колею 1524 мм. Моторные вагоны были переделаны в прицепы, переданы в Одессу, Севастополь, Кировоград и др. города или списаны. Фото: ок.1925 г., музей ХТТУ.

Первый маршрут на колее 1524 мм №8 от вокзала до завода ХЭМЗ был открыт 4.9.1927 г. В 1927 году Харьков получил первые 35 вагонов серии Х Мытищинского завода. Всего таких вагонов на начало 1941 г. было 236 (№№ 201–436). С 1927 г. поступили и прицепы серии М. Фото: вагон 429 с прицепом серии М на маршруте «Вокзал – Велозавод», 1944 г. Госархив кинофото-документов Украины.

В 1935 году модернизовали 8 (по непроверенным данным) вагонов Х и М, в том числе вагон 370, который был построен в 1931 году. Фото: музей ХТТУ.

В 1931 году Харьков получил 30 вагонов КП, к началу 1941 г. их было 31. Номера – 101-131. Один из них  в 1949 г. был переоборудован в передвижную подстанцию, остальные работали неизменно до списания в годах 1966-67. Фото: музей ХТТУ.

Состав из вагонов Х и КП 255+104 на 15-м маршруте «Кожзавод – Центр – Павловка». Фото: Ray De Groote, июль 1959.

Состав 264+611+608 на 24-м маршруте «Салтовский поселок - Проспект Сталина (ныне - Московский) - Центр - Ивановка». Вагонов Х к 1950 г. осталось 200 (часть списали после войны, часть передали в Запорожье и др.), 46 из них в гг. 1956-60 были переделаны в прицепы (1001-1046), остальные списаны в годах 1965-68. Фото: Ray De Groote, июль 1959.

Состав 417+681+694 на Пролетарской площади на 15-м маршруте, справа прицеп 1021 – бывший моторный вагон серии Х. Фото: P.H.Kiers, 26.7.1964

В 1949 г. в Харьков поступили 4 поезда КТМ-1+КТП-1 с номерами 501+551 – 504+554. В гг. 1953-58 были получены еще 46 поездов. Фото: поезд 511+561 на 20-м маршруте на пл. твевлева (сегодня Конституции); Ray De Groote, июль 1959.

Поезд 531+581 на 5-м маршруте на улице Юмтовской (сейчас ул. Морозова). Фото: Ray De Groote, июль 1959.

Поезда 534+584 и 526+576 на конечной «Горпарк». Фото: Ray De Groote, июль 1959.

Поезд 544+594 на Пролетарской площади. На заднем плане на улице Свердлова МТВ-82 и Х+М. Фото: из коллекции Hugh Ballment, ок. 1964 г.

В Октябрьском депо с конца 1970 г. началась эксплуатация 4-вагонного состава КТМ-1+КТМ-1+КТП-1+КТП-1 во главе с вагонами 505 и 511. Массовое списание КТМ-1 началось однако уже в 1973 г., последние 5 поездов исчезли с улиц в 1976 г. Фото: музей ХТТУ.

Вагонов МТВ-82 в годах 1953-59 поступило 49 (№№ 801-849). Фото: вагон 834 (1958 г. постр.) на 11-м маршруте у Горпарка; Ray Degroote, июль 1959.

Вагон 827 в необычной (заводской??) окраске – тоже 1958 года постройки. МТВ-82 были списаны в годах 1971-75. Фото: улица Свердлова; Ray Degroote, июль 1959.

Серийная поставка поездов КТМ-2+КТП-2 началась уже в 1961 году. До 1968 г. Харьков получил 148 поездов, номера 901+951 – 950+1000 и 1301+1501 – 1398+1598. Фото: поезд 1339+1539 на 2-м маршруте в поселке "Монтажник". Фото: Wolfgang Schreiner, 31.5.1979.

Предпоследний год вагонов КТМ-2 на линии: 1362+1562 и 1388+1588 на 2-м маршруте в поселке "Монтажник". Массовое списание началось в 1976 г., последние 13 поездов были списаны в Октябрьском депо в 1980 г. Фото: Volker Vondran, 31.5.1979.

Конечная «Проспект Победы»: РВЗ-6 1107 и 1109 на 25-м и 1134 на 13-м маршруте, КТМ-2 1388+1588 на 2-м маршруте. Фото: в поселке "Монтажник"; Wolfgang Schreiner, 31.5.1979.

В годах 1961-66 Харьков получил из завода 122 вагона РВЗ-6 и 1972-73 еще 6 РВЗ-6М. Кроме того Харьков забрал себе 10 РВЗ-6 из Киева, 18 из Запорожье, по два вагона из Горловки и Мариуполя и откуда-то еще 3 вагона. Эти 165 РВЗ-6 имели номера 850-900 и 1051-1164. Фото: вагон 1153 на 8-м маршруте на Салтовке. Wolfgang Schreiner, 31.5.1979.

Сцепка из РВЗ-6 894+884 на 24-м маршруте на пл. Люксембург. Вагоны РВЗ-6 были списаны в годах 1978-1984. Фото: Volker Vondran, 31.5.1979.

[MAIN PAGE]

© Ааре Оландер и Евгений Бахтинов. Все фотографии являются собственностью Ааре Оландера и/или других авторов и не могут быть использованы без их разрешения.

© Aare Olander and Evgeniy Bahctinov. All photos are property of Aare Olander and/or other authors and may not be used in any way without their permission.