Старый Оскол

2005год, фотографии А.Забрейко

Старый Оскол - районный центр Белгородской области. Здесь работает единственная в области трамвайная сеть, созданная для подвоза работников Оскольского электрометаллургического комбината. Собственно, сеть состоит из единственной линии (на которой работают три маршрута), протянувшейся от трамвайного депо, расположенного к северу от города, через северо-восточный район города, к комбинату, находящемуся в десятке километров на юго-восток от Старого Оскола.

В городе работает около 70 вагонов. Подвижной состав состоит из усть-катавских вагонов КТМ-5М3, а также двух вагонов новой модели КТМ-19 (номера №96 и 97). Первые вагоны (43 единицы) поступили в Старый Оскол еще в 1977-1978 годах, хотя трамвайная сеть начала работу только в 1981 г. В 1982-83 гг. поступило еще 52 вагона КТМ-5М3. Некогда существовали планы развития сети (причем внутри территории завода ОЭМК), но осуществиться им, видимо, не суждено. Трамвай финансируется пополам городом и заводом. Вагоны находятся в отличном состоянии.

Были планы строительства в Старом Осколе и троллейбуса, даже начали вешать контактную сеть, но в 1990-е годы все заглохло вследствие экономических проблем. В настоящее время строительство не ведется.

Мини-карта трамвайных линий на сентябрь 2005 г. составлена ©Александром Забрейко на основе электронных карт с портала Старого Оскола и завода ОЭМК.

Значительная часть этой линии проходит за пределами города, вдоль дороги на Черняевку, через лес и поля и село Незнамово. Типичный образ старооскольского трамвая - сцепка вагонов КТМ-5М3 (головной вагон №6 из той самой первой партии 1977 г.) на лесном участке трассы. 12.9.2005.

Основной маршрут города, №1, начинается от кольца "Проспект Металлургов", так же известного как "Городское кольцо" (впрочем, здесь ходят и остальные городские маршруты), расположенного точно на границе города. Вагоны №19 (1977 г., на переднем плане) и №50 (1982 г.) на отстое на кольце. В дневное время на линии работают одиночные вагоны. 12.9.2005.

Когда начинается час пик, из депо на усиление выходят сцепки. При выходе из депо трамваи не заходят на кольцо (это, собственно, и невозможно), а останавливаются для посадки на проходном пути. Сцепка №65+67 (1983 г.) готовится отправиться к ОЭМК. 12.9.2005.

Остановочные пункты в городе (и некоторые за его пределами) оформлены весьма современными павильонами из окрашенного в красный цвет металла и стекла. Даже двадцатилетние вагоны КТМ-5М3 хорошо смотрятся на фоне таких павильонов. Вагоны №68 и 94 (1983 г.) на остановке "Микрорайон "Жукова". Интересно, что под стандартной красной окраской вагона №68 явно видна старая реклама. 12.9.2005.

На той же остановке, вагон №89 (1983 г.). Здесь прекрасно видна изящная конструкция остановочных павильонов. 12.9.2005.

Вагон №48 (1982 г.) только что отъехал от остановки "Микрорайон "Олимпийский". 12.9.2005.

Подвижной состав старооскольского трамвая состоит почти исключительно из вагонов КТМ-5М3, однако в последние годы были закуплены и два вагона новой усть-катавской модели, КТМ-19. Вагон КТМ-19 №96 (2001 г.) на остановке "Парк отдыха" на въезде в город после возвращения с ОЭМК. 12.9.2005.

Старооскольский трамвай в буквальном смысле проходит через весь город, пусть и не по самому длинному направлению. Знак "Старый Оскол" указывает на границу города, которую вот-вот пересечет вагон №90 (1983 г.) на пути к ОЭМК. 12.9.2005.

В том же месте, еще один вагон КТМ-19 №97 стоит на остановке "Парк отдыха". 12.9.2005.

Вагон №84 (1983 г.) на той же остановке, редкого для этой модели желтого цвета, движется к ОЭМК. 12.9.2005.

Отсюда начинается лесная часть трассы старооскольского трамвая. Хорошо уложенные рельсы, прямой путь, высокая скорость отличает старооскольский трамвай. Вагон №90 (1983 г.) идет к ОЭМК. 12.9.2005.

Там же, вагон №89 (1983 г.) возвращается в город, а вагон №84 уже на пути на комбинат. 12.9.2005.

Трасса за пределами Старого Оскола проходит через леса, поля и села. Вагон №39 (1978 г.) приближается к остановке "Незнамово". На заднем плане за лесом видны городские высотки. Здесь также находится симпатичная церковь, но в один кадр с трамваем влезть она не пожелала. 12.9.2005.

Пустынная остановка "Автокомбинат". Здесь павильоны старые, ржавые, видимо, такие, какие были возведены при строительстве линии в конце 1970-х - начале 1980-х годов. Интересно, что для пассажиров сооружен подземный переход. Ныне такими переходами мало кто пользуется, а внутри накапливается мусор. 12.9.2005.

Следующая остановка - "БСИ". Здесь находится кольцо маршрута №2, который ходит только в час пик. В дневное время вагонов этого маршрута мне не встретилось. Павильоны здесь тоже старые. Вагон №84 (1983 г.) возвращается в город. На заднем плане видно начало одной из трех петель, которые созданы на линии для обхода автомобильных развязок. 12.9.2005.

Вагон №33 (1978 г.) на остановке "Бабанинка", последней перед ОЭМК. 12.9.2005.

Вагон №97, где-то недалеко от ОЭМК. 12.9.2005.

Тот же вагон №97 на путепроводе через дорогу на Черняевку. Поскольку ОЭМК находится с противоположной стороны дороги от трамвайной линии, для трамвая была сооружена насыпь, имеюшая форму дуги с поворотом на 135 градусов, по которой трамвай как раз и взбирается на этот путепровод. Отсюда до кольца у ОЭМК около километра. 12.9.2005.

Вагон №19 (1977 г.) на кольце "ОЭМК". В этом месте производится высадка пассажиров. Въездной веер состоит из двух путей и тупика. Посадка - с противоположной стороны кольца. 12.9.2005.

Вернемся к кольцу "Проспект Металлургов". Маршруты №1 и 2 отправляются отсюда на юго-восток, до ОЭМК и БСИ (промежуточное кольцо по пути к ОЭМК). Третий же маршрут идет от кольца на север к трамвайному депо. Его протяженность - всего два перегона, и работает на нем единственная сцепка, составленная хвостами, с водителем в каждой кабине, поскольку при движении со стороны депо трамвай не может заехать и развернуться на кольце. Сцепка №25+21 (1977 г.) прибыла от депо и скоро направится в обратный путь. Дорожный указатель свидетельствует, что город Старый Оскол здесь заканчивается. 12.9.2005.

Участок от депо до кольца "Проспект Металлургов". Сцепка (головной вагон №79 1983 г.) торопится на линию в вечерний час пик. 12.9.2005.

Та же сцепка №25+21 на противоположной конечной маршрута №3, у депо. В отличие от предшествующего снимка этот сделан в первой половине дня. Как следствие, на этом снимке сцепка стоит на другой паре рельс (ведущей из депо). Это связано с тем, что в это время трамваи могут возвращаться в депо с линии, и движение третьего маршрута в режиме "челнока" по одной паре рельс в обе стороны помешает возвращению в депо других вагонов. А во второй половине дня трамваи выходят из депо в вечерний час пик, и "тройка" переходит на теперь свободную пару рельс, ведущую в депо. 12.9.2005.

Несколько снимков в депо. Днем сцепки стоят в депо, в ожидании вечернего часа пик. 12.9.2005.

Производственные корпуса депо. Еще один "тяни-толкай" для маршрута №3 состоит из вагонов №40+28 (1978 г.). Одиночный вагон №93 (1983 г.) стоит в ожидании технических работ. 12.9.2005.

Внутри производственных корпусов на техобслуживании. Вагоны №52 (1982 г.) и 69 (1983 г.). Интересно, что несколько минут спустя вагон №69 уже стоял на открытой стоянке в сцепке с №71 (см. фото выше). 12.9.2005.

Ремонт тележек для вагона №45 (1982 г.). Здесь же находятся служебные вагоны: снегоочистители ГС-1 и лаборатория контактной сети. 12.9.2005.

Служебный вагон СВ-2. 12.9.2005.

[MAIN PAGE]

© Ааре Оландер и Евгений Бахтинов. Все фотографии являются собственностью их авторов и не могут быть использованы без их письменного разрешения. Все фотографии выполнены © Александром Забрейко в сентябре 2005 г., если не указано иное.

© Aare Olander and Evgeniy Bahctinov. All photos were made by © Aleks Zabreyko in September 2005 unless stated otherwise, and may not be used in any way without their written permission.