Бийск - 1
Страница создана 29.9.2003
Город Бийск расположен в Алтайском крае, примерно в 150 км к юго-востоку от Барнаула, на реке Бие. В нескольких километрах ниже центра города Бия сливается с рекой Катунь, образуя великую сибирскую реку Обь. Крепость Бийск основана в 1707 г., а статус города получила в 1782 г. Среди крупных предприятий города оборонные, химические, легкой промышленности, комбинат "Сибприбормаш". Население города - около 100 тысяч человек. Трамвай в Бийске строился с 1958 г. и был запущен в эксплуатацию 13 июня 1960 г. Первоначально трамвай принадлежал химическому комбинату, а в 1964 г. был муниципализирован. Карта трамвайных маршрутов и линий составлена ©Александром Забрейко по состоянию на 27 июля 2003 г. В Бийске никогда не была закрыта ни одна трамвайная линия, хотя нового строительства также давно не велось. В последние годы открыты новые маршруты, усилившие движение на существующих участках сети и открывшие новые беспересадочные направления. Нумерация маршрутов идет с 1 по 7, однако также существуют литерные маршруты "а" с 1а по 5а, и 5б. |
|
В подвижном составе доминируют вагоны КТМ-5М3 (71-605), которых на балансе имеется 87. Самые старые - №№114, 116, 125 и 126 1982 г. выпуска, остальные 1983-1989 гг. Более новой модификации КТМ 71-605А - 10 вагонов 1989 г. В 1993 г. куплены 4 вагона 71-608К (№№226, 228, 230, 232), а в 2001-2002 гг. - два вагона 71-608КМ 1996 г. выпуска (№№233 и 235), до того эксплуатировавшиеся в Барнауле. Вагон №230 и многочисленные 71-605 в депо. |
|
Оба вагона 71-608КМ стандартной бело-голубой раскраски. Из вагонов 71-608К два имеют уникальную рекламную раскраску, другие два - стандартные бело-красные, но с различными "узорами". А вот большинство 71-605 и 71-605А стандартные красные с белым верхом и серой юбкой. Несколько выделяются отдельные вагоны, красная краска которых то ли вылиняла, то ли изначально имела иной оттенок. К числу таких относится вагон 227, снятый на конечной станции Лесозавод. |
|
Там же, вагон 193. Кольцо Лесозавод проложено к одноименному предприятию и идет вокруг небольшого квартала в северо-восточной части города. Ходят сюда маршруты 1, 1а, 7 (все до Западного кольца) и 5 (к Льнокомбинату на левом берегу Бии). Вообще по карте Бийска хорошо заметно, что трамвайные линии пересекают весь город практически от края до края, хотя, несомненно, и не охватывают ряд важных транспортных направлений. |
|
Линия к Лесозаводу проходит по переулку Фомченко и улице Ленина, мимо типичных сибирских деревянных частных домов со ставнями. Автомобильное движение существует только в "местном" варианте - для подъезда к домам. Вагон 219 на улице Ленина. |
|
Начинается эта линия от кольца, которое в разное время было известно как "Центральный рынок" и "Коммунарский", а сейчас обычно называется [переулок] "Гилева". Первоначально линия идет по улице Мухачева, где и сняты вагон 233 на маршруте 5 и неизвестная сцепка, удаляющаяся в сторону Лесозавода по маршруту 1 (или 1а). |
|
Кольцо Гилева - однопутное (правда, с полузаброшенным тупичком), довольно тесное кольцо, проложенное вокруг двухпутной линии на Лесозавод. Помимо разворачивающихся здесь маршрутов 3, 3а, 4 и 4а, его также используют транзитом маршруты 5а и 5б (оба от Льнокомбината до Южной), причем для движения в обе стороны, так как иной возможности поворота с Коммунарского переулка налево на улицу Мухачева (и обратно) нет. Поэтому на кольце сделано две остановки. Сцепка 198+200 на маршруте 3а на остановке в сторону центра города. |
|
Сцепка 191+189 на маршруте №4 отправляется с кольца "Гилева", проходя транзитом остановку в сторону Льнокомбината. Слева - въезд в тупик. Фото Ааре Оландера, 22 мая 1992 г. |
|
По Коммунарскому переулку (и продолжающему его Коммунальному мосту) проложена федеральная трасса М-52, связывающая Новосибирск и Барнаул с Горным Алтаем. По этой весьма оживленной трассе (почему-то именующейся переулком) проходит единственная трамвайная линия города на совмещенном полотне. С моста открывается весьма привлекательная панорама Бийска, с рекой, пляжем, парками и симпатичной городской застройкой. На левый берег Бии движется вагон 147. |
|
Вагон 235 пересек Бию по Коммунальному мосту и спускается на улицу Шишкова на левом берегу, на пути к Льнокомбинату. В 2002 г. выполнен ремонт Коммунального моста, и двухколейная линия трамвая заменена на одноколейную. Однако в заслугу руководителей бийского трамвая следует отнести то, что они сумели в принципе сохранить линию через мост (и следовательно, трамвай в левобережье), вопреки рекомендациям проектировщиков ремонта моста. |
|
На левом берегу линия проложена вдоль "деревенского типа" улицы Красильникова. Промежуточное кольцо на левом берегу - Свердловский [переулок] - в настоящее время не используется для маршрутного движения. Вагон 216 поворачивает со Свердловского переулка на улицу Красильникова. |
|
На большей части Свердловского переулка движение иных видов транспорта, кроме трамвая, невозможно. Трамвай же спускается по насыпи с холма мимо частных домов и церкви с симпатичным куполом. Вагон 148 движется в сторону Гилева. |
|
Линия заканчивается в Прядильном переулке двухпутным кольцом Льнокомбинат, как говорят, в не самом благополучном районе Бийска. Вагон 160 прибывает на кольцо. Фото Ааре Оландера 4 июня 1996 г. |
|
Там же, вагон 71-608К №228, пока еще без рекламы. Фото Ааре Оландера 4 июня 1996 г. |
|
Новейшие пополнения парка - вагоны 71-608КМ - используются регулярно, но бережно - как правило, с дневным отстоем в депо (то же относится и к вагонам 71-608К). В 2001-2002 гг. эти вагоны были перевезены на автоплатформах из Барнаула в Бийск как раз по трассе М-52. Планировалась купить и оставшиеся в Барнауле 4 вагона этой модели (2001-2003 и 2006), но пока не сложилось. Вагон 233 на кольце Льнокомбинат (а маршрутная табличка указывает, что отсюда вагон направился в сторону депо на дневную стоянку). |
|
Вагон 235 на кольце Лесозавод. Еще одно впечатление - расписание движения в Бийске составлено эффективно, но весьма изощренно, так что переходы вагонов с маршрута на маршрут в течение дня - дело обычное. Компактная конфигурация сети этому, разумеется, способствует. |
|
Тот же вагон 235 на улице Мухачева, "взлетает" на путепровод над Красноармейской улицей. Хорошо видно, что трамвай - популярный вид транспорта. |
[ПРОДОЛЖЕНИЕ ВЫСТАВКИ] [MAIN PAGE]
© Ааре Оландер и Евгений Бахтинов. Все фотографии являются собственностью их авторов и не могут быть использованы без их письменного разрешения. Все фотографии выполнены © Александром Забрейко 3 августа 2003 г., если не указано иное. © Aare Olander and Evgeniy Bahctinov. All photos were made by © Aleks Zabreyko on August 3, 2003, unless stated otherwise and may not be used in any way without written permission. |