Страница создана 30.9.2005
Троллейбус в Харькове начал работать 5 мая 1939 г. Первые машины были ЯТБ-2, номера начались с 50. Фото: троллейбус 53 на улице Либкнехта (ныне - ул. Сумская), Центральный архив кинофотодокументов СССР, май 1939. |
|
В конце 1940-х часть троллейбусов ЯТБ были модернизированы, используя детали МТБ-82. Фото: троллейбус 54 на Сумской улице, архив кинофото-документов УкрССР, июнь 1951. |
|
Троллейбус 80 марки ЯТБ-1 выезжает из Армянского переулка на плошадь Розы Люксембург. 6 ЯТБ-1 были привезены летом 1944 г. из Алма-Аты. Вероятно это старые московские троллейбусы, которые были отправлены в Алма-Ату уже до начала войны для открытия там троллейбуса. Фото: архив кинофотодокументов УкрССР, август 1949. |
|
ЯТБ-4 с номером 66, переделанный в грузовой. Фото: музей ХТТУ, 1947 г. |
|
Один из первых харьковских МТБ-82 - №104 – на 4-м маршруте на проспекте Сталина (ныне - Московский) возле велозавода. Сегодня тут проходит трасса 13-го маршрута. Троллейбус 104 - из первой серии МТБ-82 (№№ 101-110), прибывших летом 1948 г. Фото: архив кинофотодокументов УкрССР, 1950 г. |
|
Троллейбусы МТБ-82 поступили до 1961 года; последние были списаны в 1971 г. Фото: МТБ-82 №174 на Университетской улице; Вольфганг Шрейнер, окт. 1959. |
|
Троллейбусы Киев-2 и ЗИУ-5 на веере в депо №1. В центре – Киев-2 №322 7-го маршрута «Пос. Восточный – Центр», справа ЗИУ-5 №519. Фото: музей ХТТУ, ок. 1965 г. |
|
Единственная сцепка из Киев-2 327+328 на 8-м маршруте. Его обкатка началась в августе 1970 г. Однако в декабре 1971 г. он был списан, как и все остальные пассажирские Киев-2 и -4 (№№ 301-357). Фото: музей ХТТУ, 1970 г. |
|
Троллейбус ТБЭС №407. Всего Москва передала Харькову 11 ТБЭС: в 1957 г. свой 418, а 1962 – 411, 416, 417, 425, 427 и 429-433. Еще были получены 8 новых с завода, которые получили номера 401-408. Фото: депо №1, музей ХТТУ, ок. 1965 г. |
|
Для нужд рудоуправлений силами ХТТУ, института горного дела АН УССР и треста "Союзнеруд" в 1952 году были переоборудованы в троллейвозы МАЗ-205 и ЯАЗ-210Е. Фото: троллейвоз ЯАЗ-210Е; из музея ХТТУ. |
|
Троллейвоз МАЗ-525, переоборудованный в ХТТУ в 1954 году. Эксплуатация троллейвозов МАЗ и ЯАЗ была признана нецелесообразной (вернее, признана целесообразной, но при выполнении целого ряда условий, невозможных на практике). Фото: музей ХТТУ. |
|
Первый ЗИУ-5 в Харькове - №500, поставленный в 1960 г. – значительно отличался от стандартных, поступивших начиная с июля 1961 г. В 1966 г. он был переведен в учебный. Фото: музей ХТТУ. |
|
ЗИУ-5 депо №1 имели номера 500-661, депо №2 – 701-921. Фото: троллейбус 579 на 8-м маршруте на перекрестке проспекта Ленина и проспекта "Правды"; Вольфганг Шрейнер, 31.5.1979. |
|
Стажерский троллейбус 609 на 18-м маршруте поворачивает со спуска Халтурина на Университетскую улицу. Фото: Бохдан Турзанский, июнь 1979. |
|
Одни из последних ЗИУ-5: №852 на 35-м маршруте, за ним №891 на 10-м. Фото: проспект Героев Сталинграда; АО, 2.4.1987. |
|
ЗИУ-5 №891 на проспекте Героев Сталинграда. Последние ЗИУ-5 были списаны в сентябре 1988 г. Фото: АО, 2.4.1987. |
|
В 1970 году из Киева была передана в Харьков первая Шкода 9Тр, в Киеве
№645, в Харькове 51. Фото: на перекрестке проспекта Ленина и проспекта |
|
В годах 1970-72 Харьков получил 67 новых 9Тр, которые получили номера 52-118. Фото: троллейбус 118 в 1-м депо; Анатолий Вилькович, ок.1972 г. |
|
Из 9Тр начиная с мая 1971 г. были образованы 10 сцепок с номерами от 56+57 до 109+110. Фото: состав 109+110 на 38-м маршруте на проспекте Ленина; Бернд Арнольд, 6.5.1982. |
|
Последние 9Тр работали обычно на 38-м маршруте. 72 – бывшая голова сцепки 72+73. Фото: проспект Ленина; АО, 2.4.1987. |
|
Троллейбус 79 – бывшая голова сцепки 79+80. Фото: площадь Свободы (тогда - пл. Дзержинского); АО, 2.4.1987. |
|
Троллейбус 89 на 18-м маршруте в начале проспекта Ленина. Фото: Вильфрид Вольф, июль 1986. |
© Ааре Оландер и Евгений Бахтинов. Все фотографии являются собственностью Ааре Оландера и/или других авторов и не могут быть использованы без их разрешения. © Aare Olander and Evgeniy Bahctinov. All photos are property of Aare Olander and/or other authors and may not be used in any way without their permission. |