Симферополь

трамваи

страница создана 12.5.2006

Трамвай в Симферополе был открыт 31.7.1914 бельгийской компанией "Трамваи и освещение Симферополя". Первые вагоны были построены в Бельгий - 17 моторных на заводе Ragheno и 7 прицепов на заводе Godarville. Фото: открытый прицепной вагон 51. Коллекция L. de Solare.

В 1920-х года трамвайный парк пополнился 7 мытищинскими моторными вагонами б/у из Харькова, 6 коночными прицепами из Одессы и 3 прицепами из Твери. В 1937 г. получили 3 моторных вагона из Владикавказа, а в 1938 г. 16 моторных типа "Х" из Тбилиси. Фото: тот же вагон №51 1914 года после модернизации. Центральный госархив кинофото-документов СССР; 1940 год.

Вагон №4 - один из тбилисских, которых после войны в строю осталось 11. Фото: Karl-Otto Friedemann, 1966.

Вагон 15 (из Тбилиси) со старым прицепом на улице Кирова (тогда Чкалова). Старый трамвайный мост через реку Салгир. Фото:  Центральный госархив кинофотодокументов УкрССР; 1955 год.

Вагон №4 - еще один из тбилисских - на маршруте №2 "Красная Горка - Центр. рынок", который до закрытия 28.11.1968 г. ходил по улицам Трамвайная - Садовая - Репина - Лермонтова - Феодосийское шоссе - Кирова - Ленина - Ефремова - Нижнегоспитальная - Чехова - Севастопольская - Козлова. На замену ему пришел троллейбус 10-го маршрута. Фото: Karl-Otto Friedemann, 1966.

В 1946 году городу Симферополю выделили 14 моторных и 12 прицепных вагонов из Кэнигсберга. Эти вагоны были построены в годах 1924-1931 на заводе Steinfurt. В самом Калининграде эти вагоны служили до 1960 года, а в Симферополе последние три состава (в т.ч. моторные №№ 17, 18 и 28 и прицеп №67) были списаны только в 1968 году. Фото: вагон 17; Karl-Otto Friedemann, 1966.

Из Ленинграда в годах 1952-1954 были получены 8 составов МС+ПС, последние из которых также работали до 1968 года. Фото: вагон 33 на 2-м маршруте на улице Кирова; Karl-Otto Friedemann, 1966.

В 1955 году прибыли 4 состава LOWA Т54+В54 с номерами 34+75...37+78, которые стали работать на маршруте №1 Вокзал - бульвар Ленина - ул.Маркса - ул.Ленина - ул.Ефремова - Госпитальная площадь. Однако в 1957 г. закрыли линию по улице Маркса и м-т №1 перенаправили через ул. Павленко и Гоголя, а в 1960 г. закрыли совсем. Фото: вагон 34 на 2-м маршруте; Karl-Otto Friedemann, 1966.

В 1965 году большинство прицепов были сняты с движения, на маршрутах №№ 2 и 3 остались одни моторные вагоны, преобразованные в односторонние. Фото: вагон 35 на 2-м маршруте; Karl-Otto Friedemann, 1966.

Первые 5 составов Gotha Т-57+В-57 с номерами 38+79...42+83 поступили в 1957 году. Фото: хвост вагона 38, 3-й маршрут (Вокзал - Центр.рынок через ул. Павленко, Гоголя и Севастопольская).  До вокзала 3-й маршрут стал ходить в 1966 году после закрытия короткого участка линии на улице Калинина от Павленко до Жигалиной. 3-й маршрут был закрыт в апреле 1968. Karl-Otto Friedemann, 1966.

Состав Gotha Т-57+В-57 40+81 на 4-м маршруте. В конце 1950-х 4-й маршрут ходил точно как 3-й до закрытия, а с апреля 1961 г., когда была открыта новая линия по улице Оборонной (сегодня ул. 51-й Армии), 4-й стал ходить по Оборонной, Кирова, Ленина Госпитальную пл., Чехова, Гоголя и Павленко до вокзала. Таким 4-й маршрут и остался ло самого закрытия трамвая 1.12.1970. Фото: Karl-Otto Friedemann, 1966.

Состав Gotha Т-57+В-57 42+83 на 4-м маршруте. Фото: Karl-Otto Friedemann, 1966.

В 1958 году поступила большая партия из 14 вагонов Т57 (№№43-45 и 146-156) и 15 вагонов В57 (№№84-98). Фото:  состав во главе с Т57 №147, справа тбилисский вагон №2, на заднем плане вагон 151. Автор: Kuipers, коллекция Henk Ontrop, 14.8.1967.

Одиночный вагон 156 на 3-м маршруте у вокзала. На остановочной табличке 3-го маршута у вокзала еще нет! Фото: Karl-Otto Friedemann, 1966.

Последние пополнение трамвайного парка Симферополя: вагоны 157-159 и 99-101 с 1960 года. В другие города СССР в том году поступили уже односторонние Т59Е+В59Е, один Симферополь получил еще Готы в двухстороннем исполнении. Этот вагон 159 сегодня работает в Евпатории под номером 012; еще в Евпаторию передали вагоны 151, 154, 157, 158 и 99-101 (в Евпатории №№ 14, 13, 3, 11, 53, 62, 63). Во Львов в 1971 году были переданы 10 вагонов Т57 и 8 В57 (номера во Львове 481-490 и 581-588); в Винницу 7 Т57 и 4 В57 (в Виннице поезда 95+96...101+102 и одиночки 103, 104 и 105). Фото: Karl-Otto Friedemann, 1966.

Состав 41(?)+82 на 4-м маршруте на улице Кирова. Слева Школа 9Тр №220 на 2-м маршруте. Фото: Karl-Otto Friedemann, 1966.

Состав с прицепом Т57 №90 на 4-м маршруте. Автор фото: Kuipers, коллекция Henk Ontrop, 14.8.1967.

Исторические данные - из книги С.Тархова "Первый в Крыму: история трамвая и троллейбуса в Севастополе" (Севастополь, 1998; глава "Трамвай в других городах Крыма"), а также от А.Вильковича, В.Красноруцкого и АО.

[MAIN PAGE]

© Ааре Оландер и Евгений Бахтинов. Все фотографии являются собственностью Ааре Оландера и/или других авторов и не могут быть использованы без их разрешения.

© Aare Olander and Evgeniy Bahctinov. All photos are property of Aare Olander and/or other authors and may not be used in any way without their permission.