Завод Имени Урицкого (ЗИУ)

История

Производство троллейбусов на Заводе им. Урицкого началось в 1951 г. с МТБ-82, которые до этого делались на Московском авиазаводе №82. На фото из коллекции Александра Шаина: ряд новых МТБ-82 на территории завода в Энгельсе. Такую эмблему получили все последние МТБ-82 начиная с ок.1958 года.

В 1954 году для новой линии на территории Всесоюзной сельхозвыставки (потом ВДНХ) были построены 20 нетипичных МТБ-82. К 1958 году все они были переведены на обычные маршруты. Номера у них были из общего ряда МТБ-82, начиная вероятно с 1753. На фото из коллекции Александра Шанина: троллейбус 1756 в родном 2-м парке, 1955 год.

Обычные МТБ-82 2146 и 2048 (постр. 1961 и 1959 г.) после капремонта ждут презентации у Кремлевской стены. Зачем и кому – неизвестно. Эмблема у 2146 – не настоящая, а с раннего МТВ-82 конца 1940-х. Фото: Roy Makewell, 1969 год.

Троллейбус ТБУ-1 – прототип ЗИУ-5 – первый (и вроде бы последний) советский пассажирский троллейбус с двигателем, расположенным в заднем свесе. Этот двигатель и послужил одной из главных причин раннего списания всех ТБУ-1 – ошиблись с длиной заднего свеса и расчётом балансировки по массе, и на не очень ровных дорожных поверхностях машину перевешивало назад. На фото из коллекции Александра Шанина: испытания в Москве в 2-м парке, 1955 (?) год.

8 серийных ТБУ-1 были поставлены в Москву в годах 1957-58, работали они под номерами 501-508 и списаны уже 1961-62. В Ленинграде был один единственный (?) ТБУ-1 и работал под номером 06. На фото из коллекции В.Шрейнера – машина 06 в Ленинграде, 1961 год.

Один из первых ЗИУ-5 прибыл на испытания в Москву. Фото из коллекции Александра Шанина.

Первый ЗИУ-5 в Ленинграде в 1-м парке с номером 1101. Машина сохранила оригинальную эмблему, но окна с узкими форточками уже заменены на обычные. Фото: Майк Таплин, 18.2.1974.

Данные о производстве ЗИУ-7 – короткого варианта ЗИУ-5 – противоречивы. Было ли их 3 или 30 и почеу нет точных данных, еще придется выяснить. На фото из коллекции Р.-Р. Шольце – ЗИУ-7 с непонятным номером в Москве на 41-м маршруте.

В Будапеште было около 100 ЗИУ-5, все в типичной для троллейбусов в Венгрии красной окраске. Фото: Мартин Харак, август 1976.

Один из прототипов ЗИУ-9 в Москве, машина 5001 на 24-м маршруте на конечной «ст.м.Лермонтовская». Фото: декабрь 1971 г., из коллекции Г.Шулика.

Новенький ЗИУ-9 с номером 1414 в Ленинграде на 5-м маршруте. Схема окраски у первых ЗИУ-9 была одинаковая, но цвета менялись: верх был желтый, белый или серый, низ – красный, оранжевый, зеленый или темно-серый. Фото: Roy Makewell, 1973 год.

Один из двух ЗИУ-684Б в Москве в 1-м парке – троллейбус 1265 в стандартной красно-желтой окраске. В отличие от ЗИУ-682В этот тип имел ТИСУ. Есть сведения, что машина разрабатывалась совместно с кафедрой Электротранспорта и кафедрой Промышленной Электроники МЭИ по заказу Белграда. Фото: Александр Шанин, 1986 г.

Будапешт получил в 1975-84 годах 172 ЗИУ-9 (номера 801-972). На фото Мартина Черни – троллейбус 901 на маршруте 73+76, 25.8.1999.

В венгерский город Сегеде с 1979 г. поступило 47 ЗИУ-9, номера 9-111...9-157. Еще есть ЗИУ-9 в Дебрецене (9-301...9-332). Фото: Сегед, Curly Cross, 30.5.1984.

ЗИУ-9 в аргентинском городе Мендоза появились в 1984 году в дополнение к старым трооллейбусам б/у из Золингена. Всего их там 17, номера 30-46. Фото: Штефан Шпенглер, 9.10.1995.

В Афины были поставлены 358 ЗИУ-9: 2001-2178 в 1977-83 годах, 3001-3080 – 1984 и 5001-5100 – 1989-91. Есть (был?) и один сочлененный ЗИУ, номер 4001, с 1986 г. Около 80 машин из серии 2001-2178 с 2002 года работают в Грузии (Тбилиси, Поти, Кутаиси). Фото: троллейбус 3033, Роберт Киндл, 11.6.2001.

Первая партия троллейбусов в Улан-Баторе в 1987 г. состоялась из 27(?) красно-белых ЗИУ-9. Фото: П.Патт, спасибо Томасу Фишеру, 1988 г.

ЗИУ-9 и ЗИУ-10 встречаются во многих городах Болгарии. В городе Русе они имеют сине-оранжевую окраску и сложную нумерацию с контрольной цифрой в конце. Фото: Мартин Черни, 26.5.1998, ЗИУ-683В с порядковым номером 71.

Прототип ЗИУ-683Б с номером 1000 прошел в Москве испытания в основном на 6-м маршруте. Фото из коллекции АО.

С 1992 г. рядом с тиристорными ЗИУ-682Б появились ЗИУ-683В1 (с РКСУ, но более мощными двигателями). Обычные ЗИУ-683В заменили 683Б в производстве в 1993 г. Общую серию заводских номеров 683Б и 683В1 закончили ЗИУ-683В1 2140 и 2141 в Красноярске (заводские №№ 781 и 782). Фото АО, 30.5.1996.

ЗАВОД ИМЕНИ УРИЦКОГО, ЧАСТЬ ВТОРАЯ

[MAIN PAGE]

© Ааре Оландер и Евгений Бахтинов. Все фотографии являются собственностью Ааре Оландера и/или других авторов и не могут быть использованы без их разрешения..

© Aare Olander and Evgeniy Bahctinov. All photos are property of Aare Olander and/or other authors and may not be used in any way without their permission.