Бийск - 1

Страница создана 29.9.2003  

 

Город Бийск расположен в Алтайском крае, примерно в 150 км к юго-востоку от Барнаула, на реке Бие. В нескольких километрах ниже центра города Бия сливается с рекой Катунь, образуя великую сибирскую реку Обь. Крепость Бийск основана в 1707 г., а статус города получила в 1782 г. Среди крупных предприятий города оборонные, химические, легкой промышленности, комбинат "Сибприбормаш". Население города - около 100 тысяч человек. Трамвай в Бийске строился с 1958 г. и был запущен в эксплуатацию 13 июня 1960 г. Первоначально трамвай принадлежал химическому комбинату, а в 1964 г. был муниципализирован. Карта трамвайных маршрутов и линий составлена Александром Забрейко по состоянию на 27 июля 2003 г. В Бийске никогда не была закрыта ни одна трамвайная линия, хотя нового строительства также давно не велось. В последние годы открыты новые маршруты, усилившие движение на существующих участках сети и открывшие новые беспересадочные направления. Нумерация маршрутов идет с 1 по 7, однако также существуют литерные маршруты "а" с 1а по 5а, и 5б.

В подвижном составе доминируют вагоны КТМ-5М3 (71-605), которых на балансе имеется 87. Самые старые - №№114, 116, 125 и 126 1982 г. выпуска, остальные 1983-1989 гг. Более новой модификации КТМ 71-605А - 10 вагонов 1989 г. В 1993 г. куплены 4 вагона 71-608К (№№226, 228, 230, 232), а в 2001-2002 гг. - два вагона 71-608КМ 1996 г. выпуска (№№233 и 235), до того эксплуатировавшиеся в Барнауле. Вагон №230 и многочисленные 71-605 в депо.

Оба вагона 71-608КМ стандартной бело-голубой раскраски. Из вагонов 71-608К два имеют уникальную рекламную раскраску, другие два - стандартные бело-красные, но с различными "узорами". А вот большинство 71-605 и 71-605А стандартные красные с белым верхом и серой юбкой. Несколько выделяются отдельные вагоны, красная краска которых то ли вылиняла, то ли изначально имела иной оттенок. К числу таких относится вагон 227, снятый на конечной станции Лесозавод.

Там же, вагон 193. Кольцо Лесозавод проложено к одноименному предприятию и идет вокруг небольшого квартала в северо-восточной части города. Ходят сюда маршруты 1, 1а, 7 (все до Западного кольца) и 5 (к Льнокомбинату на левом берегу Бии). Вообще по карте Бийска хорошо заметно, что трамвайные линии пересекают весь город практически от края до края, хотя, несомненно, и не охватывают ряд важных транспортных направлений.

Линия к Лесозаводу проходит по переулку Фомченко и улице Ленина, мимо типичных сибирских деревянных частных домов со ставнями. Автомобильное движение существует только в "местном" варианте - для подъезда к домам. Вагон 219 на улице Ленина.

Начинается эта линия от кольца, которое в разное время было известно как "Центральный рынок" и "Коммунарский", а сейчас обычно называется [переулок] "Гилева". Первоначально линия идет по улице Мухачева, где и сняты вагон 233 на маршруте 5 и неизвестная сцепка, удаляющаяся в сторону Лесозавода по маршруту 1 (или 1а).

Кольцо Гилева - однопутное (правда, с полузаброшенным тупичком), довольно тесное кольцо, проложенное вокруг двухпутной линии на Лесозавод. Помимо разворачивающихся здесь маршрутов 3, 3а, 4 и 4а, его также используют транзитом маршруты 5а и 5б (оба от Льнокомбината до Южной), причем для движения в обе стороны, так как иной возможности поворота с Коммунарского переулка налево на улицу Мухачева (и обратно) нет. Поэтому на кольце сделано две остановки. Сцепка 198+200 на маршруте 3а на остановке в сторону центра города.

Сцепка 191+189 на маршруте №4 отправляется с кольца "Гилева", проходя транзитом остановку в сторону Льнокомбината. Слева - въезд в тупик. Фото Ааре Оландера, 22 мая 1992 г.

По Коммунарскому переулку (и продолжающему его Коммунальному мосту) проложена федеральная трасса М-52, связывающая Новосибирск и Барнаул с Горным Алтаем. По этой весьма оживленной трассе (почему-то именующейся переулком) проходит единственная трамвайная линия города на совмещенном полотне. С моста открывается весьма привлекательная панорама Бийска, с рекой, пляжем, парками и симпатичной городской застройкой. На левый берег Бии движется вагон 147.

Вагон 235 пересек Бию по Коммунальному мосту и спускается на улицу Шишкова на левом берегу, на пути к Льнокомбинату. В 2002 г. выполнен ремонт Коммунального моста, и двухколейная линия трамвая заменена на одноколейную. Однако в заслугу руководителей бийского трамвая следует отнести то, что они сумели в принципе сохранить линию через мост (и следовательно, трамвай в левобережье), вопреки рекомендациям проектировщиков ремонта моста.

На левом берегу линия проложена вдоль "деревенского типа" улицы Красильникова. Промежуточное кольцо на левом берегу - Свердловский [переулок] - в настоящее время не используется для маршрутного движения. Вагон 216 поворачивает со Свердловского переулка на улицу Красильникова.

На большей части Свердловского переулка движение иных видов транспорта, кроме трамвая, невозможно. Трамвай же спускается по насыпи с холма мимо частных домов и церкви с симпатичным куполом. Вагон 148 движется в сторону Гилева.

Линия заканчивается в Прядильном переулке двухпутным кольцом Льнокомбинат, как говорят, в не самом благополучном районе Бийска. Вагон 160 прибывает на кольцо. Фото Ааре Оландера 4 июня 1996 г.

Там же, вагон 71-608К №228, пока еще без рекламы. Фото Ааре Оландера 4 июня 1996 г.

Новейшие пополнения парка - вагоны 71-608КМ - используются регулярно, но бережно - как правило, с дневным отстоем в депо (то же относится и к вагонам 71-608К). В 2001-2002 гг. эти вагоны были перевезены на автоплатформах из Барнаула в Бийск как раз по трассе М-52. Планировалась купить и оставшиеся в Барнауле 4 вагона этой модели (2001-2003 и 2006), но пока не сложилось. Вагон 233 на кольце Льнокомбинат (а маршрутная табличка указывает, что отсюда вагон направился в сторону депо на дневную стоянку).

Вагон 235 на кольце Лесозавод. Еще одно впечатление - расписание движения в Бийске составлено эффективно, но весьма изощренно, так что переходы вагонов с маршрута на маршрут в течение дня - дело обычное. Компактная конфигурация сети этому, разумеется, способствует.

Тот же вагон 235 на улице Мухачева, "взлетает" на путепровод над Красноармейской улицей. Хорошо видно, что трамвай - популярный вид транспорта.

[ПРОДОЛЖЕНИЕ ВЫСТАВКИ] [MAIN PAGE]

Ааре Оландер и Евгений Бахтинов. Все фотографии являются собственностью их авторов и не могут быть использованы без их письменного разрешения. Все фотографии выполнены Александром Забрейко 3 августа 2003 г., если не указано иное.

Aare Olander and Evgeniy Bahctinov. All photos were made by Aleks Zabreyko on August 3, 2003, unless stated otherwise and may not be used in any way without written permission.